Профилактика и коррекция плоскостопия у детей

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей

Иляна Коробейникова
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей являются здоровьесберегающие образовательные технологии.

Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Существует более 300 определений здоровья.В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения.

Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости “работать над собой”. Культурный же человек, как отмечал И. И.

Брехман, “не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени”.

К сожалению, медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании у детей дошкольного возраста осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов ([1]).

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено прежде всего наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья.

В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности особое внимание специалистами нашего учреждения уделяется профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей, поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес.

Плоскостопие в медицине рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок.

Другие авторы под плоскостопием понимают деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы.

В результате опускается медиальный край стопы, патологически растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей; мышцы-супинаторы, играющие важную роль в поддержании свода стопы, ослабевают и атрофируются.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.

Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка.

Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение в профилактической работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

В этом возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Успешная профилактика и коррекция плоскостопиявозможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

А упражнения этого цикла можно включать в различные виды деятельности: познавательную, игровую; использовать разные формы организации детей: занятия, гигиенические процедуры, развлечения, прогулки; а также создавать условия для использования детьми полученных навыков в самостоятельной деятельности ([2]).

В основу работы по профилактике плоскостопия должны быть заложены такие принципы как системность, интеграция, индивидуально-личностный подход, результативность;используются методы: проблемный, наглядный, беседа;и формы организации: индивидуальная, групповая, развлечения, прогулки, самостоятельная деятельность детей.

Гигиенические факторы:

гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением. Гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком и т. п.

Природно-оздоровительные факторы:

хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др., оборудованным на групповых участках в теплое время года, по искусственным грунтовым дорожкам (ящики с промытой речной галькой) в холодное время года.

Закаливающие процедуры для стоп (солевая дорожка, обтирания стоп, контрастное обливание ног, интенсивное закаливание стоп) в соответствии с индивидуальными особенностями детей и отсутствием противопоказаний, при наличии врачебного контроля

Физические упражнения:

специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы. Особенностью является использование образных названий упражнений (“Котята”, “Утята”, “Веселый зоосад” и другие упражнения с предметами (обручем, мячом, скакалкой).

Один комплекс в течение двух недель разучивается и выполняется на занятиях по физической культуре, а в последующие две недели включается в содержание утренней гимнастики. Следующие четыре недели применяется другой комплекс.

Далее в течение еще двух недель в процессе гимнастики после дневного сна повторяется предыдущий комплекс.

Библиографический список:

1. Ахутина Т. В.Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

2. Шарманова С. Б., ФедоровА. И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания //Физическая культура. 1999. №3-4

3. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) 3-е издание

4. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. – М., 2001.

5. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. – М., 2000.

6. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М., 2002.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/profilaktika-i-korekcija-ploskostopija-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-503916.html

Профилактика плоскостопия у детей

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей
Как известно, предупредить болезнь легче, чем ее лечить. В вопросах профилактики должен быть комплексный подход.

Во-первых, важно предохранять детей от хронических, часто и длительно протекающих заболеваний, которые приводят к постельному режиму, а значит и к гипотонии, и гипотрофии мышц туловища и конечностей, в том числе и стоп.

Необходимо гармоничное физическое развитие ребенка с правильно организованным режимом и максимальным использованием факторов внешней среды (например, ходьба босиком по неровному грунту или массажному коврику, закаливание стоп).

Во-вторых, нужно уделить достаточное внимание воспитанию биомеханически рационального навыка ходьбы (правильное распределение площади опоры и центра тяжести).

В третьих, обувь должна отвечать многим требованиям:

  • обеспечивать теплоизоляцию и вентиляцию
  • обладать эластичностью и не нарушать правильного передвижения
  • быть достаточно прочной, жесткой и устойчивой
  • соответствовать длине и ширине стопы, иметь хорошую подкладку и достаточное пространство для пальцев
  • каблук должен быть невысоким (2-4 см) для равномерного распределения веса тела на передний и задний отделы стопы (длительное ношение обуви на высоком каблуке приводит к изменению угла наклона таза и соответственно нарушению осанки в сагиттальной плоскости с гиперлордзированием в поясничном отделе позвоночника).

До пяти лет рекомендуется носить ботиночки, стабилизирующие голеностопный сустав. Для правильного функционирования сумочно-связочного аппарата стоп необходимо:

  • не носить мягкую обувь, например валенки, чешки, мягкие сандалии без задника, а также обувь с узким носком
  • не носить обувь на голую ногу, оберегать стопы от механических воздействий

В четвертых, необходимо обращать внимание на гигиену стоп, особенно у детей с повышенной потливостью ног.  Колготки и носки должны быть из натуральных тканей (шерсти, хлопка), гигроскопичные и соответствующие размеру стопы. Нужно также научить детей подстригать ногти по прямой линии, чтобы давление стенок обуви на края овально остриженных ногтей не вело к их врастанию.
Главное в профилактике плоскостопия – хорошо организованный двигательный режим с обязательной ежедневной утренней гимнастикой (можно использовать фитбол ) и закаливание.

Кроме того, при плоскостопии должно проводиться длительное диспансерное наблюдение, а с 14-15 лет необходимо уделять внимание профессиональной ориентации подростков.

Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Из средств реабилитации наиболее целесообразно использование гимнастики, массажа, физиотерапии, приборов биологической обратной связи и ортопедического лечения. Особенно эффективна коррекция в период ростовых сдвигов, то есть во время формирования ростового аппарата.

Первостепенное внимание необходимо уделить обуви. Она должна быть устойчивой, плотно обхватывать стопу, но не жать, чтобы не вызвать местного нарушения кровообращения.

Вредно носить как тесную, так и чересчур просторную обувь, которую иногда покупают детям “навырост”, что вызывает потертости и портит походку.

Обувь без каблука или, наоборот, на слишком высоком каблуке и с узким носком также не годится, так как центр тяжести тела перемещается вперед, основная нагрузка падает на передний отдел стопы, мышцы и связки перенапрягаются.

Но иногда одной лишь рациональной обуви для коррекции плоскостопия недостаточно. Тогда назначаются ортопедические стельки и ортопедическая обувь. Они облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки и должны использоваться в периоды длительного пребывания на ногах, во время прогулок, экскурсий и др.

Ортопедическая обувь не исправляет деформацию, а улучшает статику ребенка и предотвращает возникновение неправильно фиксированного положения стопы. У детей до 3 лет при уплощении сводов стоп ортопедическая обувь обычно не назначается.

В старшем возрасте при вальгусном положении пятки более 10-15 градусов и отведении переднего отдела стопы назначают ортопедическую обувь с выкладкой продольного и поперечного свода супинатором с наружным жестким берцем и выносом каблука внутри.

Анатомо-функциональное изменение строения нижних конечностей продолжается в течение 10-12 лет, поэтому коррекция деформаций стоп в этот период возможна, но оптимальна она в возрасте 4-6 лет.

Плосковальгусная деформация стоп у детей становится фиксированной вследствие нерегулярного лечения или его отсутствия. При тяжелых формах плоскостопия с постоянными сильными болями  показано оперативное лечение.

Кроме ортопедического лечения, при плосковальгусной стопе используется также физиотерапевтическое лечение электростимуляцией мышц и тепловыми процедурами. Лучше всего сочетать физиопроцедуры с массажем и гимнастикой. Массаж в комплексе лечения деформации стоп занимает также очень важное место. Основные задачи массажа:

  • укрепление мышц, поддерживающих поперечный и продольный своды стоп
  • снятие утомления в отдельных мышечных группах
  • уменьшение болевого синдрома
  • восстановление рессорных свойств стопы

Важно не забывать для своевременной профилактики чаще ходить босиком по песку, мелкому гравию, плавать, кататься на велосипеде, закаляться, носить правильную обувь, следить за осанкой и правильным положением стоп при двигательных нагрузках.

Источник: https://kladzdor.ru/articles/ortopedicheskaya-obuv/profilaktika-ploskostopiya-u-detey/

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей

Плоскостопие – статистическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Оно бывает продольное и поперечное, но встречается и смешанное. Продольное плоскостопие составляет более 55 процентов; всех деформаций стопы.

Поперечное плоскостопие встречается реже и является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно-связочного аппарата стопы и голени.

Причинами развития плоскостопия обычно бывают: раннее вставание и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь, а также ряд заболеваний (например, перенесенный рахит, полиомиелит), травмы стопы и голеностопного суставав (вывихи, подвывихи, переломы). Признаками выраженного плоскостопия являются уплощение и расширение стопы, особенно в средней части, пронация пятки наружу. Диагноз «плоскостопие» подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растоворов. В некоторых случаях необходима рентгенография.

Плоскостопие – статистическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Оно бывает продольное и поперечное, но встречается и смешанное. Продольное плоскостопие составляет более 55 процентов; всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно-связочного аппарата стопы и голени.

Причинами развития плоскостопия обычно бывают: раннее вставание и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь, а также ряд заболеваний (например, перенесенный рахит, полиомиелит), травмы стопы и голеностопного суставав (вывихи, подвывихи, переломы)Признаками выраженного плоскостопия являются уплощение и расширение стопы, особенно в средней части, пронация пятки наружу. Диагноз «плоскостопие» подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растоворов. В некоторых случаях необходима рентгенография.

Определить форму стопы в домашних условиях можно так: смазать стопы ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1 – 1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп.

Его следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если же дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужны консультация и помощь ортопеда.

Возрастные особенности формирования стопы у детей дошкольного возраста

Детская стопа по сравнению со взрослой более коротка и широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно налегают друг у друга. У детей на подошве сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы..

Кости стоп у детей дошкольного возраста в сравнении с костями взрослого более мягкие, эластичные, менее ломкие, но легко изгибающиеся и деформирующиеся.Одной из характерных возрастных особенностей является еще не сформированный суставно-связочный аппарат стоп..

Суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Вследствие этого объем движений детской стопы больше, чем взрослой, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузками.

Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому уплощению стоп.

У ослабленных, физически плохо развитых детей связки и мышцы стоп систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинящие свойства, поэтому бег, прыжки, подскоки им противопоказаны, так как стопа расплющивается, опускается ее внутренни свод и развивается плоскостопие.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, формирование ее не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем можно приостановить развитие плоскостопия и способствовать его исправлению путем укрепления мышц и связок стопы

Профилактика плоскостопия у детей

В раннем детстве маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, в дальнейшем же по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться и причиныть много неприятностей. Поэтому важно предупреждать плоскостопие, а если оно все-таки появилось, своевременно проводить его коррекцию и лечение. Предупреждением полоскостопия необходимо заниматься с раннего возраста. Для этого используются разные средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, подвижными играми, а также специальные мероприятия для укрепления стопы.Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стоп, предохранять их от повреждений, не затруднять движений. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм, с упругой стелькой и крепким задником.Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укрпелению мышц голени, стопы и пальцев. Для укрепелния своды стопы необходимо использовать ходьбу и бег. Эти виды движений не только благоприятно воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством предупреждения плоскостопия. Особенно полезна разнообразная ходьба на носках и на наружных краях стоп. Также рекомендуется лазание по гимнастической лестнице, канату босиком.Внимание! Плоскостопие у детей в большинстве случаев излечимо, и его необходимо лечить, так как оно нередко является одной из причин нарушения осанки.

Упражнения для профилактики плоскостопия

  1. Ходьба на носках с сохранением правильной осанки (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на пояс)
  2. Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить паралеллельно друг другу.
  3. Ходьба с повором стоп пятками наружу, носками внутрь.
  4. Ходьба по ребристой доске.
  5. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
  6. Ходьба боком по палке, по толстому шнуру, канату.
  7. Перекаты с носка на пятку, стоя или на палке.
  8. Ходьба на носках в полуприсяде.
  9. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.
  10. Ходьба перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
  11. Ходьба по скошенной поверхности, пятки к вершине.
  12. Ходьба по наклонной плоскости на носках.
  13. Катание палки (диаметром 3 см) вперед-назад.
  14. Приподнимание на носки и опускание на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.

Источник: https://sch1228.mskobr.ru/dou_edu/skazka_volochaevskaya_ul_d_19_21/obrazovanie/methodical_cabinet/profilaktika_i_korrekciya_ploskostopiya_u_detej_doshkol_nogo_vozrasta_sredstvami_fizicheskogo_vospitaniya/

МетодМедика