Веслая гимнастика для детей от 1 до 3 лет Гимнастика для малышей

Упражнения для детей от 1 года до 3 лет

Веслая гимнастика для детей от 1 до 3 лет Гимнастика для малышей

Само­стоятельно ходить дети начинают с 8-13 мес. Сна­чала появляются первые неуверенные шаги, которые еще нельзя назвать ходьбой в полном смысле слова.

В дальнейшем ходьба совершенствуется, ребенок на­чинает менять ее направление без остановки, приуча­ется ходить по “пересеченной” местности – кочкам, неровностям (вначале, неустойчиво, затем устойчиво). Вскоре происходит овладение ходьбой в ровном ритме, появляется быстрая ходьба.

Постепенно ребе­нок начинает ходить по лестнице (бытовая ходьба) приставным шагом с опорой и без опоры, а также переменным шагом. Имитационная ходьба развива­ется параллельно пониманию речи. При этом важ­ную роль играет знакомство с образами животных.

Некоторые дети овладевают автоматизированной ходьбой только к 3 годам 6 мес, другие же – до 2 лет. Ходьба усиливает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, уравновешивает ос­новные нервные процессы.

Для воспитания ритмич­ной ходьбы у детей применяются упражнения на координацию: ходьба по неровной местности, соразмерение своего шага с шагом товарища (в воз­расте 3 лет). Продолжительность ходьбы с возрастом увеличивается. Так, дети 3 лет при условии эмоцио­нальной заинтересованности (пойти посмотреть, как летают самолеты, как плавают утки, и т. д.) могут проходить 500 м и более (малый туризм).

Во время “дальней ходьбы” желательно делать остановки – отдых для осмотра окружающей при­роды.

Приводим примерный перечень упражнений для развития и совершенствования 1ходьбы:

Ходьба через палочки с опорой и без опоры.

Ходьба по “кирпичикам” с опорой и без опоры.

Ходьба через обруч или через обручи (рис. 22).

Ходьба вокруг обруча.

Ходьба вокруг веревки.

Ходьба с мешочком на голове (рис. 23).

Ходьба между разложенными палками.

Ходьба между булавами (рис. 24).

Ходьба за мячом.

Ходьба через обручи вдвоем.

Ходьба по пересеченной местности.

Имитационная ходьба и др.

Во время выполнения упражнений для развития и совершенствования ходьбы необходимо постоянно следить за осанкой.

Упражнения, способствующие развитию бега

Этим видом движения большинство детей овладевают только к 2 или 3 годам. По-видимому, развитие указанного двигательного акта до 2,5 лет связано с двигательной одаренностью.

Развитие его проходит ряд стадий: быстрая ходь­ба, бег без “полета”, с небольшим “полетом”. Только к концу 3-го года и позже у детей появляется “полет” в беге. При быстрой ходьбе и беге детям трудно ме­нять направление, но к 3 годам многие из них это осваивают.

Бег развивает быстроту, выносливость: в этом движении участвует большое количество мышц, зна­чительно усиливается кровообращение и дыхание. Темп и ритм бега у детей преддошкольного возраста должны быть произвольными.

Изменять ритм во время бега желательно под образную команду: “пойдем быстрее”, “автомобиль замедляет ход” и т. д. Положение рук также должно быть произвольным, а в дальнейшем при полном умении бегать руки дви­гаются в сочетании с движениями ног.

Для обучения бегу очень удобно использовать игру “в лошадки”. Приводим примерный перечень упражнений для раз­вития и совершенствования бега:

Бег, “как лошадки” (рис. 25).

Догнать катящийся мячик, обруч.

Пробежать вокруг обруча (рис. 26).

Пробежать вокруг веревки.

Пробежать вокруг булавы.

Пробежать вокруг палки.

Бег с предметом (обручем), который имитирует руль автомобиля (рис. 27).

Можно использовать и другие упражнения. Во время бега необходимо следить за положением го­ловы, которая не должна быть опущенной.

Упражнения, способствующие развитию равновесия

Дети сами часто делают движения, связанные с сохранением равновесия (залезают на высокий предмет, встают на поверхность с малой площадью опоры и т. д.). Некоторые дети “трусливы” и движениями, связанными с сохране­нием равновесия, овладевают позднее.

Данный навык у таких детей приходится длительно тренировать.

Выполнение упражнений для выработки умения сохранять равновесие способствует развитию коорди­нации движений, ловкости, смелости, внимания. При этом совершенствуется функциональная взаимосвязь анализаторов (вестибулярного, зрительного и двига­тельного).

Приводим примерный перечень упражнений для развития и совершенствования умения сохранять рав­новесие.

Ходьба по ограниченной плоскости (рис. 28),

Перешагивание через предмет (рис. 29).

Ходьба по доске (ширина 25-15-10 см) с помощью и без помощи взрослого.

Вхождение на наклонную плоскость с опорой.

Вхождение на наклонную плоскость разной высоты без опоры (рис. 30).

Ходьба по гимнастической скамейке с опорой,

Ходьба по гимнастической скамейке без опоры.

Ходьба по скамейке с предметами (рис. 31).

Ходьба по стесанному бревну с опорой и без нее.

Ходьба по веревочке (рис. 32).

Ходьба по обручу.

Ходьба боковая по палочке (рис. 33).

Ходьба с мешочком на голове.

Ходьба по лестнице.

При выполнении упражнений надо обязательно следить за осанкой (начиная с 1 года 2 мес. дети при ходьбе по доске следят за игрушкой, стоящей на конце доски). Если дети полутора лет и старше еще не умеют прыгать, схо­ждение малышей со скамейки должно быть “мягким”.

Упражнения, способствующие развитию прыжков

Этот дви­гательный акт возника­ет довольно рано. Со­вершенствование его во многом зависит от ин­дивидуальных особен­ностей ребенка. Так, например, перепрыги­вать через палку боль­шинство детей начина­ет с 2 лет 6 мес., но встречаются дети, уме­ющие делать это уже в 1 год 7 мес.

Детям первых лет жизни доступны самые простые элементы прыжка, например “пританцовывание”, подпрыгивание, перепрыгивание через какой- либо предмет на малое расстояние (5-10-15 см) с опорой и без опоры, соскакивание.

Прыжки – упражнение, вырабатывающее лов­кость и координацию движений, после их выполнения учащается и углубляется дыхание.

Необходимо обращать внимание на легкость прыжка (как мышка, как кошка) и обучать послед­нему имитационным способом (как зайка, как мя­чик). Спрыгивать с высоты следует после того, как ребенок научится легко подпрыгивать на месте. Злоупотреблять спрыгиванием не нужно, учитывая несовершен­ство строения и особен­ности сводов стопы у детей.

Во время выполне­ния прыжков необхо­димо следить за осан­кой.

Приводим пример­ный перечень упражне­ний для развития и со­вершенствования пры­жков:

Подпрыгивание на месте с поддержкой за руки.

Подпрыгивание на месте без опоры.

Подпрыгивание в длину (“скачет зай­ка”).

Прыжки в об­руч-вперед, назад (рис. 34, а, б).

Прыжки через па­лочку, веревочку дву­мя ногами начиная с высоты 2 см (рис. 35)

Подпрыгивание на одной ноге попере­менно.

Спрыгивание с гимнастической ска­мейки с мягким при­землением (рис. 36).

Прыжки двумя ногами вдоль веревки.

Прыжки вокруг мешка и др.

Упражнения, способствующие развитию лазания

Это один из видов движения, который рано развивается (в основе его лежит умение пол­зать, которое появляется в 5-6 мес.) и легко совер­шенствуется. Детям, имеющим недостаточные навыки по сохранению равновесия, освоение лазания по вер­тикальной лестнице дается не легко.

Ползание, подползание, лазание – движения, спо­собствующие уменьшению нагрузки на позвоночник, которая в возрасте 2-3 лет уже достаточно велика при длительном сидении за столом (во время занятий и приема пищи).

Приводим примерный перечень упражнений, спо­собствующих развитию и совершенствованию лаза­ния:

Залезть на гимнастическую лесенку с помощью взрослого.

Влезть в обруч, вылезти из него (рис. 37).

Залезть на горку на четвереньках.

Перелезть через предмет – гимнастическую скамейку, веревку (рис. 38).

Подползти под предмет (скамейку, стол, стул, палочку-, веревку (рис. 39).

Ползание по гимнастической скамейке.

Вползание в обруч или в обручи (рис. 40).

Проползти на четвереньках между двумя па­раллельно положенными веревками (рис. 41).

Ползать на четвереньках между булавами.

Лазание по стремянке.

Ползание на четвереньках вокруг обруча, па­лочки, мешочка (рис. 42).

Лазание по вертикальной лестнице пристав­ным, переменным шагом.

Ползти за “убегающей” веревкой (рис. 43).

Встать на скамейку и сойти.

Упражнения, способствующие развитию метания

Это движение у детей проявляется бро­санием предметов вниз или в горизонтальную цель. Оно воспитывает ловкость, координацию движений, быстроту, развивает мышцы плечевого пояса. Сна­чала предмет бросают одной рукой, затем двумя (это труднее). Постепенно ребенок овладевает элементами произвольного бросания в вертикальную цель.

В этом упражнении участвуют двигательный, вес­тибулярный и зрительный анализаторы, но ведущая роль принадлежит последнему. Положение туловища при этом движении должно быть произвольным.

Приводим примерный перечень упражнений, спо­собствующих развитию и совершенствованию мета­ния:

Положить мяч в горизонтальную цель (корзину или обруч), находящуюся на разном расстоянии;

а) горизонтальная цель на высоте 80-100 см/диа­метр ее – 60 ч:м, расстояние до цели – вытянутые руки ребенка (рис. 44);

б) горизонтальная цель на высоте 100-120 см, диаметр – 50-60 см, расстояние – то же.

Бросить мяч в вертикальную цель диаметром 60 см, находящуюся на высоте вытянутых рук ре­бенка.

Бросить большой мяч двумя руками в горизон­тальную цель диаметром 50-60 см с расстояния от 50 до 100 см.

Бросить маленький мяч отдельно правой и ле­вой рукой в цель диаметром 50-60 см с расстояния от 50 до 100 см (рис. 45).

Сбить кегли или булавы мячом.

Катание большого или малого мяча через огра­ниченное пространство или по направлению друг к другу.

Игры в мяч: поймать мяч на разном расстоя­нии от пола и от стенки; отбивание мяча рукой.

Перебросить мяч над веревкой или палкой.

Прокатить мяч под веревкой.

Бросание большого мяча двумя руками (движения – мяч у груди, над головой, за головой и из этого положения бросок в вертикальную цель диа­метром 60 см, высотой 80-120 см, с расстояния 80- 150 см).

И цель и расстояние те же – бросание малых мячей поочередно правой и левой руками.

В качестве цели применяют обручи разных разме­ров и цветов. Во время бросания нужно следить за осанкой, за обязательным чередованием рук. У де­тей до 3 лет метание носит произвольный харак­тер.

Формирование правильной осанки

В формиро­вании правильной осанки основную роль играет общий мышечный тонус и, в частности, тонус мышц спины, живота (“мышечный корсет”) и ягодиц. Приводим примерный перечень упражнений, допол­нительно способствующих формированию осанки.

Упражнения в ползании и подползании, кото­рые укрепляют мышцы спины, живота.

Присаживание за игрушку, предмет (рис. 46).

Из исходного положения лежа на животе с фик­сированными прямыми ногами приподнять палочку двумя полусогнутыми руками (руки на ширине плеч ребенка). При этом нужно следить, чтобы ребенок не прогибался.

Из исходного положения на животе сделать “крылышки”.

Скатывание с горки в положении на животе, руки держать за спиной (рис. 47).

Исходное положение на животе, на скамейке; сделать “ласточку”.

Упражнения с мячом: исходное положение – сидя верхом на скамейке:

а) мяч на голове; б) положить мяч справа на пол; в) положить слева на пол; г) снова положить мяч на голову (рис. 48, а, б).

Упражнения с обручем: а) встать в обруч; б) присесть; в) поднять обруч на вытянутых руках вверх; г) вытянуть обруч вперед; д) положить обруч на пол (рис. 49, а, б).

Из исходного положения сидя верхом на ска­мейке с обручем:

а) поднять обруч вверх (“я на крышу посмотрю”); б) положить обруч справа на пол; в) поднять обруч вверх; г) положить обруч слева; д) положить обруч на скамейку.

Подтягивание за палочку (рис. 50).

Перетягивание палочки, веревки (рис. 51, а, б).

В положении лежа на животе катать мяч и другие предметы (рис. 52).

При выполнении упражнений следует следить за осанкой (положение головы и плеч).

Упражнения для мышц голеней, стоп (предупреж­дение плоскостопия)

Ребенок сидя на стульчике и опираясь на его спинку, руками – в сиденье, катает мяч ногами впе­ред и назад (рис. 53).

Исходное положение тоже – покатать ногами палку (рис. 54).

Сидя на стуль­чике, собрать ногами веревку.

Сидя на стуль­чике, поднять мешочек или мяч ногами (внут­ренней стороной) (рис. 55). Мячи разных раз­меров.

Сидя на стуль­чике, покатать ногами булаву.

Из положения стоя (воспитательница держит ребенка под мышки) покатать нога­ми мяч.

Описание упражне­ний с отдельными пред­метами. В занятиях гимнастикой должны использоваться различ­ные предметы, которые следует ежедневно ме­нять (чередовать).

В первые дни заня­тий упражнения повто­ряются 2 раза, затем их число увеличивает­ся и достигает 5 у детей до 2 лет и 8 – до 3 лет.

Сле­дует учитывать, что возраст при выполнении тех или иных упражнений имеет до некоторой степени относи­тельное значение. Одно и то же упражнение разные дети могут осваивать или несколько раньше, или позд­нее.

Так, упражнения, выполняемые в 1 год 6 мес., неко­торыми детьми могут быть освоены в 2 года и позже.

Гимнастический инвентарь (скамейка, ящик, мяч, обручи, палки, веревки, булавы, мешочек – на рис. 56) дает возможность интересно и эмоционально про­водить занятия гимнастикой в домашних условиях и в условиях коллектива.

При применении предметов дети быстрее и лучше приобщаются к занятиям, и их творческие способно­сти развиваются интенсивнее.

Занятия с детьми от 1,5 до 3 лет проводятся малым групповым методом (по 4-5 человек в группе). Дети объединяются по принципу их умений. Упражнения повторяются по 3-4 раза и больше в зависимости от состояния здоровья и индивидуаль­ных способностей каждого ребенка. Некоторые уп­ражнения повторяются чаще (упражнения для мышц спины, живота), особенно при вялой и нарушенной осанке.

Упражнения, способствующие развитию

Источник: https://dreamsmedic.com/spravochniki/gimnastika-dlya-detej-do-7-let/gimnastika-dlya-detejot-1-goda-do-3-let/uprazhneniya-dlya-detej-ot-1-goda-do-3-let.html

Комплексы утренней зарядки для детей от 1 года до 3 лет на весь год – 1 часть (из 2-х)

Веслая гимнастика для детей от 1 до 3 лет Гимнастика для малышей
07-10-2015
http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/01/09/kompleksy-utrenney-gimnastiki-dlya-detey-rannego-vozrasta

КОМПЛЕКСЫ УТРЕННЕЙ ЗАРЯДКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

Примерная последовательность проведения

в течение года комплексов утренней гимнастики

в группе раннего возраста.

Месяц1 – 2 неделя2 – 3 неделя
Сентябрь:Где же наши руки?Большие и маленькие.
Октябрь:Птички.Пузырь.
Ноябрь:Барабан.Деревья.
Декабрь:Прятки.Покажите руки.
Январь:Пузырь.Прятки (перед общеразвивающими упражнениями проводится ходьба и бег друг за другом, после упражнений дается ходьба на носках и ходьба друг за другом).
Февраль:Часы.(С погремушкой.)
Март:Птички.(С флажком.)
Апрель:Барабан.Прятки (в начале и конце утренней гимнастики дается ходьба и бег друг за другом).
Май:Поезд.(С погремушкой.)
Июнь:Бабочки.(С флажком.)
Июль:Поезд.(С погремушкой.)
Август:Бабочки.(С флажком.)

КОМПЛЕКС  УТРЕННЕЙ  ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА

Сентябрь

1 – 2 неделя

Где же наши руки?

Ходьба стайкой за воспитателем. По сигналу остановиться, повернуться к воспитателю.

Общеразвuвающuе упражнения.

1. “Покажите руки”.

И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки перед собой, опустить. Повторить 4 раза.

2. “Спрячьте руки”.

И. n.: То же. Отвести руки назад, вернуться в исходное положение. Через несколько  дней можно усложнить упражнение: присесть, положить руки на колени, встать, опустить руки. Повторить 4 раза.

Ходьба стайкой за воспитателем.

3 – 4 неделя

Большие и маленькие

Ходьба стайкой за воспитателем. По сиг­налу повернуться к воспитателю.

Общеразвuвающuе упражнения.

1. “Какие мы стали большие”.

И.n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять ру­ки вверх, опустить. Повторить 4 раза.

2. “Какие мы были маленькие”.

И.n.: то же. Присесть, руки положить на колени, встать, опустить руки. Повторить 4 раза.

Ходьба стайкой за воспитателем.

КОМПЛЕКС  УТРЕННЕЙ  ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА

Октябрь

1 – 2 неделя

Птички

Ходьба  стайкой, постепенно перейти к бе­гу стайкой и закончить ходьбой стайкой.

Общеразвивающие упражнения.

  1. “Птички машут крыльями” и.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, опустить. Повторить 4 раза.
  2. “Птички клюют зерна”. И.п.: то же. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба стайкой.

3 – 4 неделя

Пузырь

Ходьба стайкой, постепенно перейти к бегу стайкой, закончить ходьбой стайкой.

Общеразвuвающuе  уnражненuя.

1. “Надуем пузырь”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, опустить. Повторить 4 раза.

  1. “Пузырь лопнул”. И. n. То же. Присесть, погладить колени, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба стайкой.

КОМПЛЕКС  УТРЕННЕЙ  ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ноябрь

1 – 2 неделя

Барабан.

Ходьба стайкой, перейти на бег стайкой, закончить ходьбой.

Общеразвuвающие упражнения.

  1. “Большой барабан”.  И. n.: ноги слегка расстав­лены, руки внизу. Поднять руки в стороны, опустить. Повторить  4 раза.
  2. “Поиграем на барабане”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу за спиной. Нагнуться, по­стучать по коленям, сказать “бум-бум”, выпрямиться. Повторить 4 раза.

Ускоренная ходьба за воспитателем. Закончить спокойной ходьбой.

3 – 4 неделя

Деревья

Ходьба стайкой, непродолжительный бег стайкой, закончить ходьбой.

Общеразвивающие упражнения

1. “Шелестят листочки”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Под­нять руки вверх, помахать ими, произ­нести звук “Ш-Ш-Ш”, опустить. Повто­рить 4 раза. ­

2. “Деревья качаются”. И. n.: то же. Слегка наклониться влево, потом впра­во, сказать “Ш-Ш-Ш”, выпрямиться. Повторить 6 раз.   ,

  1. “Кусты”. И. n.: то же. Присесть, руки положить на колени, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба на носках. Ходьба стайкой.

КОМПЛЕКС  УТРЕННЕЙ  ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА

Декабрь

1 – 2 неделя

Прятки

Ходьба стайкой, непродолжительный бег, ходьба стайкой.

Общеразвивающие упражнения на стульях

1. “Покажите руки”. И. п.: сидя на стульях, ноги слегка расставлены, руки на коленях. Вытянуть руки вперед, пока­зать ладони, опустить. Повторить 4 раза. .

2. “Спрячьте голову”. И. п.: то же. Наклониться вперед, опустить голову, выпрямиться. Повторить 4 раза.

  1. “Приседание”. И. п.: ноги слегка расставлены, руки на спинке стула. Присесть, спрятаться за стул, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба на носках. Ходьба стайкой.

3 – 4 неделя

Покажите руки.

Ходьба, непродолжительный бег стайкой. Перестроиться в полукруг.

Общеразвивающие упражнения

1. “Покажите руки”. И. п.: ноги слегка расставлены, руки за спиной. Руки поднять перед собой, ладони кверху, вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.

2. “Руки на колени”. И. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, руки положить  на колени, выпря­миться. Повторить 4 раза.  

3. “Спрячьте руки”. И. п.: то же. Присесть, руки на ко­лени, встать, опустить руки. Повторить 4 раза.

Ходьба на носках. Ходьба стайкой.

КОМПЛЕКС  УТРЕННЕЙ  ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА

Январь

1 – 2 неделя

Пузырь.

Ходьба и непродолжительный бег друг за другом. По­строиться в полукруг.

Общеразвивающие упражнения

1. “Надуем пузырь”. И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднести руки ко рту, сказать “ф-ф-ф”, опустить их и спрятать назад. Повторить 4 раза.

2. “Проверить пузырь”. И. п.: то же. Наклониться вперед, постучать по коленям, сказать “TуK-TуK”, выпрямиться. По­вторить 4 раза.

  1. “Пузырь лопнул”. и. n.: то же. Присесть, положить руки на колени, сказать “хлоп”, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба на носках. Ходьба друг за другом.

3 – 4 неделя

Прятки

Ходьба стайкой, непродолжительный бег, ходьба стайкой.

Общеразвивающие упражнения на стульях

1. “Покажите руки”. И. п.: сидя на стульях, ноги слегка расставлены, руки на коленях. Вытянуть руки вперед, пока­зать ладони, опустить. Повторить 4 раза. .

2. “Спрячьте голову”. И. п.: то же. Наклониться вперед, опустить голову, выпрямиться. Повторить 4 раза.

  1. “Приседание”. И. п.: ноги слегка расставлены, руки на спинке стула. Присесть, спрятаться за стул, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба на носках. Ходьба стайкой.

КОМПЛЕКС  УТРЕННЕЙ  ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА

Февраль

1 – 2 неделя

Часы

Ходьба и бег друг за другом. Построиться в полукруг. Общеразвивающие упражнения

1. “Часы идут”. и. n.: ноги слегка, расставлены, руки внизу.

Раскачивание рук вперед-назад (рис. 15). Повторить 4 раза.

2. “Проверим часы”. и. n.: то же. Наклониться вперед, постучать по коленям, выпрямиться. Повторить 4 раза.

3. “Часы звенят”. И. n.: то же. Присесть, постучать по коленям, сказать “динь-динь”, встать. Повторить 4 раза.

   Ходьба на носках. Ходьба друг за другом.

3 – 4 неделя

С погремушкой.

Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построиться в круг.

Общеразвивающие упражнения с погремушкой.

1. “Потряси погремушку”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу, погремушка в правой руке. “Погреми” – поднять погремушку вверх, потрясти ее, опустить вниз. Повторить 3 раза. Переложить погремушку в другую руку и выполнить то же упражнение.

2. “Постучи погремушкой”. И. n.: то же. Нагнуться, постучать погремушкой по коленям, сказать “динь-динь”, вы­прямиться. Повторить 3 раза. То же выполнить левой рукой, предварительно переложив погремушку.

3. “Положи погремушку”. И. n.: то же. Присесть, положить по гремушку на пол, выпрямиться, присесть, взять погремушку, выпрямиться. Повторить 2 раза. Переложить по­гремушку и выполнить то же упражнение.

Бег и ходьба друг за другом.

ОКОНЧАНИЕ в другом посте http://gukovfamily.livejournal.com/41879.html

Источник: https://gukovfamily.livejournal.com/42024.html

Гимнастика для детей от 1 года до 2-3 лет, комплексы упражнений

Веслая гимнастика для детей от 1 до 3 лет Гимнастика для малышей

В период жизни детей от 1 года до 3 лет совершенствуется развитие уже имеющихся двигательных навыков и статических напряжений мышц, вырабатывается правильная осанка.

Вот некоторые показатели развития основных движений следует использовать родителям для оценки двигательных возможностей своего ребенка.

Что должен уметь ребенок в 12—14 месяцев:
Самостоятельная ходьба; лазание по лесенке высотой 1 м; перелезание на четвереньках через препятствие; подпрыгивание на месте при поддержке за обе руки; бросание мяча двумя руками.

Ребенок в 14—16 месяцев:
Перешагивание через палку; бросание мяча на расстояние до 50 см; ходьба по лестнице приставным шагом; залезание на горку.

Что умеет ребенок в полтора года (1 год 6 мес):
Перешагивание через препятствие высотой 10 см; влезание на бревно; бросание мяча в цель с расстояния в 20— 40 см; подпрыгивание на месте; ходьба по гимнастической скамейке.

В 1 год 7 месяцев — 2 года:
Ходьба по наклонной доске, поднятой на 20-25 см от пола; влезание на лестницу высотой 1,5 м; перешагивание через веревку, поднятую на 20 см над полом; бросание мяча в цель с расстояния 50—70 см; бег без «полета»; прыгание.

В 2—2,5 года:
Ходьба по наклонной доске, поднятой на 25— 30 см от пола; влезание на табурет высотой 20 см; перешагивание через палку, приподнятую на 20— 30 см от пола; бросание мяча в цель на расстояние 80—100 см; бег с «полетом».

Что нужно для занятий спортом с детьми

Предоставьте ребенку для занятий специально оборудованную комнату или часть комнаты, где должны быть лесенка, скамейка, наклонная плоскость, кубы, 2 обруча, мячи разного размера, веревка, гимнастические палки 40 и 50 см, корзина, скакалка, 2 булавы, игрушки.

Ежедневно в утренние часы проводите зарядку с одним из этих предметов, используя уже знакомые упражнения, в течение 10 мин. При недостатке времени проведите занятие с мячом: побегайте, попрыгайте. Непременно проветрите помещение и расстелите ковер для смягчения прыжков, так как свод стопы ребенка еще формируется.

До обеда ребенок должен гулять на свежем воздухе: кататься на самокате, велосипеде, играть в песочнице. В это время можно провести интенсивный урок в течение 15— 20 мин, включая упражнения на снарядах. Проведите подвижные игры для развития навыков лазания, бега, равновесия и развития физических качеств — ловкости, силы и выносливости.

https://www.youtube.com/watch?v=8_37OkjngK4

Летом полезны прогулки по пересеченной местности: ребенок должен преодолевать подъемы, кочки, пройти по бревну, доске, залезть на пенек, перепрыгнуть канавку. В возрасте 2—3 лет прогулки совершаются на расстояние 200— 500 м и более.

Зимой берите с собой на прогулку метелки, лопатки, санки, играйте с детьми в снежки. Дети 1 1/2—2 лет охотно катают в санях кукол, грузы, съезжают с горок на ногах, держась за сани.

В 2,5—3 года можно обучать ребенка ходьбе на лыжах, сначала без палок. Длительность первых занятий не должна превышать 15 мин, постепенно время увеличивается до 1 ч. Приучайте детей к холоду и ветру. В любую погоду ребенок должен гулять, активно двигаться — это наилучший способ воспитания здоровых детей.

Во второй половине дня после дневного сна занятия нацелены на освоение разнообразных движений с мячом, флажками, обручами и другими предметами. Можно широко использовать лазание по гимнастической стенке, ходьбу по гимнастической скамейке, горке.

Часть таких упражнений проводят на свежем воздухе на «дорожке здоровья», которая оборудована спортивными снарядами для детей раннего возраста.

В ходе совместных занятий проявляется взаимопонимание детей и родителей, которые помогают ребенку преодолеть страх, быть внимательным при выполнении заданий, не отставать от коллективных действий всей группы.

В вечерние часы перед ужином советуем проводить совместные занятия в кругу старших детей по разучиванию новых упражнений или игр.
Перед сном лучше всего прогуляться с ребенком на свежем воздухе или поиграть с кубиками, куклами.

Гимнастика для малышей

Основная задача физического воспитания детей раннего возраста — совершенствование двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, метание, прыжки) и выработка правильной осанки.

Физические упражнения в возрасте от 1 года до 3 лет:1. Общеразвивающие физические упражнения для формирования правильной осанки и укрепления мышц конечностей.

Упражнение «велосипед» — выполняется лежа на спине на коврике — сгибание и разгибание ног, имитирующие движения на велосипеде. Способствует укреплению мышц брюшного пресса.

Упражнение «лодочка» — лежа на животе на ковре вытянуть прямые руки вверх. Служит для укрепления мышц спины.

2. Для совершенствования ходьбы и бега используют подвижные игры: «Воробьи»,
«Дождик», «Паровозик», « Лошадки».

Например, игра «Паровозик»: дети встают друг за другом, первый из них изображает паровоз, а все остальные — вагоны. Дети ходят за «паровозом», двигают руками и произносят: «Чух-чух-чух, ту-ту-У-У».

Игра «Лошадки»: дети изображают лошадок и кучеров; бегают, высоко поднимая ноги, меняют темп движения по команде.

Для ловкости и смелости — игра «Мишка на наклонной плоскости». В игре используется гимнастическая скамейка или доска, один конец которой поднимается на высоту 10— 20 см от пола. Дети по очереди на четвереньках поднимаются вверх по скамейке и осторожно слезают с нее.

3. Для развития метания — игра «Кегли», «Мяч в корзину». Дети бросают по очереди в корзину маленькие мячи диаметром 3—5 см. Корзина расположена от места бросания на расстоянии 1 м.

4. Акробатические подготовительные упражнения :— быстро сесть на пол и встать;— преодолеть высоту (ребенка поднять на вытянутых руках);— качание на руках и на ноге взрослого.

Родители должны помнить, что ни в коем случае нельзя подкидывать ребенка вверх!

5. Музыкально-ритмические физические упражнения:— имитационные упражнения с песнями «Ладушки», «Каравай», «Утята»,

— имитационные упражнения со стихами: «Наши пальчики писали», «Мельница», «Часики тик-так».

В естественных условиях на свежем воздухе рекомендуем:— перебросить мяч через кустарник;— залезть на пенек;— подняться на горку с пологим склоном;

— качели.

Примерные комплексы упражнений для детей разных возрастных групп

1,5 года:1. Ходьба вокруг обруча под песню «Каравай» (взрослый придерживает ребенка заруки).2. Быстрая ходьба за катящимся вперед обручем.3. Прыжки в обруч.4. Ползание через вертикально стоящий обруч.5.

Метание мяча в горизонтально расположенный обруч, находящийся на расстоянии 50 см от ребенка.6. Имитационное упражнение «Велосипед».7. Упражнение «Лодочка».

8.

Сидя на стуле, подтянуть к себе обруч ногами (упражнения для развития мышц стопы).

1,5—2 года:1. Ходьба по наклонной доске (слегка помогая ребенку).2. Прыжки «Зайка»: менять направление, сопровождать стихом «Уши выше, лапы шире».3. Проползание под веревку.4. Бросание мяча из-за головы на расстояние 80—100 см.5.

Перешагивание через мячи (совершенствует равновесие).6. Лежа на спине, поочередное поднимание ног вверх.7. Лежа на животе, поднимание мяча вверх двумя руками.8. Лазание по лесенке на высоту 1,5 м. Повторить 1—2 раза.

9.

Имитационные движения для рук со стихом «Наши пальчики устали». Расслабление рук и кистей.

2—3 года:1. Ходьба по кружкам — перешагивание с одного кружка в другой.2. Бег «Лошадки»: менять темп (быстрее, медленнее) 16—20 с.3. Бросание мяча одной и другой руками в цель с расстояния 1 м.4. Лежа на спине, ноги удерживает взрослый. Упражнение — сесть, лечь.5.

Лежа на животе, поднимание туловища и прямых рук вверх.6. Подлезание под палку, находящуюся на высоте 40—46 см от пола.7. Прыжки на двух ногах через палку, лежащую на полу.8. Ходьба на носках, на пятках со стихом «Цапля ходит по балкону».

9.

Упражнение на расслабление мышц рук и ног — «Стряхнуть снежинки».

Утренняя гигиеническая зарядка для детей 1-3 лет

Для перехода от сна к бодрствованию рекомендуется проводить утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку) вместе с родителями. Важно помнить, что для малыша главное — делать все так, как это делают мама и папа, братья и сестры. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы.

Не превращайте утренние занятия в тренировку: на всю зарядку отводится 10—15 мин.

Схема комплекса утренней гимнастики:— потягивание;— ходьба и бег на месте или в движении;— упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса;— упражнения для мышц туловища, живота;— упражнения для мышц ног (приседания, прыжки);— упражнения общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады в сторону);— упражнение на расслабление мышц;

— дыхательные упражнения.

Комплексы следует менять через 3—4 нед, при этом возможно повторение отдельных упражнений при изменении исходных положений рук, ног, туловища.

В комплексы утренней зарядки следует включать упражнения на выработку правильной осанки, предупреждение плоскостопия.

Эффективность зарядки возрастает, если выполнять упражнения с предметами: гимнастической палкой, скакалкой, мячами и т. д. В конце зарядки включайте легкий бег. После зарядки переходите к водным процедурам.

До и после зарядки подсчитайте пульс у ребенка (у детей-дошкольников — 100—110 уд/мин).

Эффективность во много раз возрастает, если зарядка проводится на открытом воздухе. При этом увеличивается насыщение крови кислородом, столь необходимым для питания клеток и тканей организма, совершенствуются функции дыхания и кровообращения. На открытом воздухе создаются наилучшие условия для реализации потребностей в движениях, возникает возможность использования большого пространства.

Если же Вы занимаетесь в помещении, не забудьте хорошо проветрить комнату, откройте форточку или окно при хорошей погоде; занимайтесь в трусиках и майке, босиком или в спортивных тапочках

Источник: http://det-dieta.ru/deti/gimnastika-dlya-detej-ot-1-goda-do-2-3-let-kompleksy-uprazhnenij.html

Гимнастика для детей в 3-4 года: схема занятий с картинками и стихами

Веслая гимнастика для детей от 1 до 3 лет Гимнастика для малышей

Движение – это жизнь, а для маленького ребенка – еще и развитие. Гимнастика для детей 3-4 лет нужна для укрепления мышечного корсета и правильного формирования опорно-двигательного аппарата, осанки.

Двигательная активность стимулирует иммунитет и мозговую деятельность малышей. Ее польза огромна, а противопоказаний практически нет.

Но как заниматься с малышом дома, какие упражнения подходят для возраста 3-4 лет?

Занятия гимнастикой дома

Дети, которые посещают детский сад, делают гимнастику перед завтраком каждый день. Комплекс упражнений в дошкольном учреждении называют зарядкой. Выполняемого объема вполне достаточно для общего укрепления организма. Домашние занятия рекомендуются для детей, которые сидят дома, в том числе их можно делать в период каникул, в выходные дни.

Польза гимнастики для детей от 3-4 лет:

  • укрепляет мышцы, повышает силу и выносливость;
  • обеспечивает правильное формирование опорно-двигательного аппарата (профилактика сколиоза, вальгуса и других деформаций скелета);
  • улучшает координацию движений, ориентацию в пространстве;
  • ускоряет обменные процессы и повышает аппетит;
  • стимулирует работу всех органов и систем, укрепляет здоровье.

Противопоказания

Однозначно нельзя принуждать ребенка заниматься гимнастикой силой. Нужно приобщать его к спорту только через интерес. Что касается запретов по состоянию здоровья, то физические нагрузки противопоказаны при следующих болезнях и состояниях:

  • острых заболеваниях, обострении хронических;
  • кровотечении или угрозе такового;
  • боли;
  • онкологических заболеваниях.

Дети с серьезными проблемами опорно-двигательного аппарата, различными неврологическими диагнозами нуждаются в гимнастике как никто другой. Однако в таких случаях комплекс упражнений должен подбирать специалист по лечебной физкультуре. Это же правило касается всех детей, которые состоят на диспансерном учете, имеют сердечную, печеночную, почечную недостаточность, страдают астмой.

Когда и как проводить?

Детская гимнастика проводится в форме игры. Для занятия нужно подготовить динамичную музыку. Делать упражнения под звуковое сопровождение не только весело, но и полезно. Музыка помогает поддерживать ритм и развивает слух.

Также можно подобрать к движениям интересные названия (например, «а теперь сделай, как рыбка», «побудь немножко обезьянкой и сорви банан»).

Другой вариант – проводить занятия гимнастикой под стишки (пример стихотворного комплекса упражнений ждет вас ниже).

Какие правила нужно соблюдать при проведении зарядки?

  1. Воздух в помещении должен быть свежим. Летом лучше перенести занятие на улицу.
  2. Выполнять упражнения нужно утром, в промежутке между гигиеническими процедурами и завтраком. В крайнем случае можно сделать гимнастику через 40-60 минут после еды.
  3. Взрослый должен следить, чтобы при выполнении упражнений ребенок делал вдох через нос, а выдыхал через рот.
  4. Если малышу года 3-4, длительность домашней гимнастики не должна превышать 15 минут. Оптимально делать зарядку около 10 минут, чтобы занятие принесло пользу и не наскучило.

Упражнения для детей 3-4 лет

Любая гимнастика начинается с разминки. Это могут быть движения руками вверх-вниз, потягивания, ходьба по кругу (на носочках, пяточках, внутренней и внешней стороне стоп), наклоны головы вперед-назад, к плечам. Разогревающая часть длится 4-5 минут.

Затем приступают к основным упражнениям. Завершают гимнастику спокойной ходьбой. Для нормализации дыхания ребенку предлагают сделать глубокий вдох и одновременно поднять руки в стороны и вверх. На выдохе нужно вернуться в исходное положение.

Длительность завершающего этапа – 1-2 минуты.

Упражнения для детей 3-4 лет, основная часть:

  1. Бег с поднятием колен. Ребенок бежит по кругу, стараясь поднять коленки как можно выше. Длительность выполнения – 1 минута.
  2. Пятки к ягодицам. Суть упражнения в том, чтобы при беге поджать колено так, чтобы стопа дотронулась до попы. Выполняется в течение 1 минуты.
  3. Ходьба на присядках. Ребенок садится на корточки, руки на поясе. Нужно пройти так 1-2 небольших круга (40-60 секунд).
  4. Ходьба по перекладине. Необходимый атрибут – невысокая устойчивая лавочка шириной от 30 см и длиной от 1 м. Можно заменить лавочку сложенным в несколько раз ковриком. Ребенок проходит туда и обратно, подняв руки по сторонам на уровне грудной клетки.
  5. Прыжки через невысокие препятствия. Для упражнения хорошо подходят гимнастические обручи, которые выкладывают впритык друг к другу. Ребенок перепрыгивает двумя ногами, делает шаг и снова совершает прыжок. Количество прыжков – 6-10. Также полосу препятствий можно сделать их скакалок, палочек, расположенных на расстоянии 50-70 см друг от друга.
  6. Наклоны вперед. Исходная позиция – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ребенок потягивается вверх, поднимая руки, а затем наклоняется вниз. Ручки должны коснуться носочков, а колени – остаться ровными. Длительность упражнения – 40 секунд, или 6-8 повторов.
  7. Выпады в стороны. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Нужно потянуться левой рукой и головой максимально в правую сторону, оставив нижнюю часть тела неподвижной. После 6-7 повторов выпады делаются правой рукой в левую сторону.
  8. «Велосипед». Всем известное упражнение. Ребенок ложится на спину, поднимает ноги и делает синхронные круговые движения, напоминающие езду на велосипеде. Длительность выполнения – 1 минута.
  9. Поднятие ног. Позиция – лежа на спине, руки лежат вдоль тела. Ребенок приподнимает обе ноги вверх с ровными коленями. Количество повторов – 6-9.
  10. «Ножницы». Исходная позиция та же. Ребенок поднимает ровные ноги вверх, а затем разводит в стороны и скрещивает. Упражнение повторяют 5-7 раз.
  11. «Лодочка». Малыш лежит на животе, ручки перед собой. Нужно поднять руки и ноги вверх, задействуя мышцы спины. «Лодочку» делают 5-7 раз.
  12. «Планка». Исходное положение – упор лежа на руки. Ребенок стоит так 15-20 секунд.
  13. «Кошечка». Необходимо стать на коленки, а ладошками упереться в пол. Сначала делают прогиб и округление спины 6-9 раз. Затем имитируют потягивание кошки, медленно присаживаясь назад и не отрывая ладоней от пола. Количество повторов – 6-9.

Раз в 2-3 недели комплекс упражнений нужно корректировать, усложнять, добавлять новые элементы. Так гимнастика не надоест малышу, и он будет выполнять ее с удовольствием. Можно добавить движения с картинок, представленных ниже. Все они прекрасно подходят для возраста 3-4 года.

Гимнастика в игровой форме

С 3-летним ребенком лучше заниматься зарядкой со стишками. Например, малышам придется по нраву следующий комплекс упражнений:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

(наклоны головы к плечам)

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

(круговые движения головой)

Медвежата мед искали

И в лесу, и в бору,

(наклоны в стороны, рука делает козырек у лба)

На лугах и в цветах,

На малиновых кустах.

(наклоны вниз к полу)

Дружно дерево качали

Вот так, вот так,

(покачивания вытянутыми вверху руками на носочках)

Дружно дерево качали

Вот так, вот так.

(круговые движения тазом, руки на поясе)

Много меда набирали,

Ложками его черпали,

(наклоны вперед сидя на полу, ноги по сторонам)

Мягким хлебом заедали,

Мятным чаем запивали.

(ребенок показывает, как он ест)

А потом они плясали

Вот так, вот так,

(пружинящие приседания с поворотом туловища)

Лапы выше поднимали

Вот так, вот так.

(подскоки с поднятием колен)

Также можно проводить и другие игры с элементами гимнастики. Например, такие:

Занятия гимнастикой благотворно влияют на растущий организм. Ребенок развивается гармонично, у него формируется правильная осанка, повышается иммунитет. Домашние упражнения для девочек и мальчиков могут послужить стартом спортивной карьеры.

В возрасте 3-4 лет тренеры принимают детей в секции художественной и спортивной гимнастики. В любом случае, выбирая те или иные движения, нужно учитывать предпочтения малыша, его физические возможности, состояние здоровья в данный момент.

Занятия должны приносить удовольствие и дарить заряд бодрости на весь день.

Источник: https://Razvivashka.online/fizicheskoe/gimnastika-dlya-detey-3-let

МетодМедика